|
Воронежская область Калачеевский муниципальный район Муниципальное общеобразовательное учреждение Пироговская основная общеобразовательная школа
«Утверждена» Протокол педсовета № 1 от 31.08.2011г.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ П Р О Г Р А М М А НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
397624, Воронежская обл, Калачеевский район, село Пирогово, ул. Красный Флот, 18 (47363)32-1-46 е-mail: pirog284@yandex.ru
Пирогово 2011
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ начальной школы МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПИРОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАНА 2010-2015 ГОДЫ
I АНАЛИЗ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Школа направляет свою деятельность на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в нем адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Результативность
Численность учащихся начальной школы в 2010-2011 уч.г. - 5 чел. Прогноз на 2012-2013 уч.г.(по результатам предшкольной подготовки) - 5 чел.
Численность педагогического персонала начальной школы : 2 чел. Доля педагогов начальной школы, прошедших подготовку в области современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий -50% Доля предметов, преподаваемых с использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий: 2007-2008 уч. год 100% (ИКТ- 25%) 2008-2009 уч. год 100% (ИКТ- 40%) 2009-2010 уч.год 100% (ИКТ -53%) 2010-2011 уч.год 100% (ИКТ -80%)
Данные об обучающихся:
. Динамика состояния здоровья обучающихся.
. Миссией 1 ступени является создание развивающей среды для персонификации, осознания ребенком себя как целостной личности и субъекта собственного развития. Это школа целостного развития индивидуальности младшего школьника. На 1 ступени реализуется педагогическая система «Школа России».
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по организации питания в школе
Участие в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах
Ведущей идеей концепции педагогического коллектива начальной школы является создание образовательного пространства школы, в котором образование ориентировано на самореализацию личности с учетом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала; на создание стимулирующих условий развития творческой личности ученика и учителя на основе современных педагогических технологий. Педагогический коллектив ставит своей целью обеспечение образования высокого качества, воспитание активных и сознательных граждан демократического общества. Важный путь гуманизации педагогического процесса – это создание эмоционально благоприятной, комфортной для каждого ребенка обстановки, обеспечивающей его духовное и интеллектуальное развитие. При этом необходимо большое внимание уделять воспитанию и формированию творческих способностей у всех детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Свою миссию как образовательного учреждения учителя начальной школы видят в том, чтобы создать среду, способствующую сохранению физического, психического, социального, духовного, нравственного здоровья и формирующую потребность в самопознании, саморазвитии, самоопределении и самореализации. Основным направлением совершенствования образовательной системы школы является реализация идей модернизации образования, таких как · обеспечение субъектной позиции учащегося в образовательном процессе, · создание условий для формирования совокупности его компетентностей, · дифференциация и индивидуализация в УВП, · развитие здоровьесберегающей образовательной среды. Учебные программы ориентированы на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, на развитие навыков самообразования, методов и средств научного понимания, умения мыслить творчески и независимо, на утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Важнейшими условиями реализации цели являются: современное содержание образования, наличие высококвалифицированных педагогов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Основным ПРОЕКТИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ образования является развитие личностных качеств и интеллектуальных способностей обучаемого, его мышления, связанных со школьным образованием. Такой личности присуще: - наличие компетенций по широкому кругу областей и явлений; - сформированность современной картины мира, усвоенность базовых понятий, теорий, концепций, принципов и законов; - общая культура, широкий кругозор, нравственная устойчивость - патриотизм; - системность познания сложных явлений и процессов в природе, обществе, культуре, экономике; - потребность в самообразовании и самосовершенствовании; - владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания; - физическая выносливость и здоровье, достаточные для преодоления больших умственных и нервных нагрузок в условиях конкуренции на рынке труда; - уважение к труду; - сформированность базовых ценностей культурного, цивилизованного человека, отражающих отношение к себе, окружающим, способам жизнедеятельности и самоутверждения. Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:
Приоритетными направлениями развития образовательного пространства в начальной школе МОУ Пироговская ООШ в современных условиях считаем:
Желаемый образ выпускника начальной школы
I. Результат образовательного процесса.
Развитая умственно, эмоционально и физически личность, способная к активной интеллектуальной деятельности, владеющая способами социально непротиворечивой индивидуально-оптимальной адаптации к условиям реальной жизнедеятельности.
II. Ценностные ориентации. 1. Сохранение и укрепление собственного здоровья. 2. Сохранение и преумножение окружающей природной и культурной среды. 3. Свобода выбора между добром и злом, осознанность делаемого выбора. 4. Самосовершенствование и активная позиция в мире.
III. Личностные качества. 1. Высокий уровень интеллектуального развития, знание собственных возможностей и способностей. 2. Развитая способность к логическому мышлению. 3. Способность к самообслуживанию и самостоятельному обеспечению жизнедеятельности, самоорганизации. 4. Стремление к сохранению здоровья, противостояние дурным склонностям и привычкам. 5. Способность распределять время. 6. Стремление к взаимодействию, дружбе и пониманию. 7. Умение разумно организовать свой досуг, стремление к духовному совершенствованию.
IV. Образовательный уровень.
1. Умение оценивать потребность в дополнительной информации. 2.Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. 3. Высокий уровень общей культуры. 4. Подготовка и внутренняя мотивированность для дальнейшего обучения на второй ступени образования. 5. Владение общими и частно-предметными компетенциями. · Использовать полученные знания на практике. · Умение работать со словом (письменным и устным) и цифрами (производить быстрые примерные вычисления в уме) · Умение трансформировать информацию из одной формы в другую. 6. Осведомленность в области информационных технологий и овладение умениями пользоваться компьютером.
V. .Жизненные ориентации. 1. Позитивный конструктивный настрой на преодоление жизненных трудностей, готовность к изменениям и гибкость в принятии решения. 2. Учет социальных факторов, историй, традиций других людей, других живых и неживых явлений. 3. Стремление к сотрудничеству, умение вступать в контакт, вести беседу, слушать и понимать собеседника. 4. Готовность к пониманию значимости и ответственности семейно-социальных ролей, готовность к позитивному участию в жизни общества,
Исходя из данных целей и задач педагогический коллектив призван на первой стадии обучения:
К моменту окончания начальной школы обязательными являются
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Решению проблем преемственности в школе уделяется большое внимание. Реализация программы «Преемственность» помогает эффективной адаптации учеников к обучению в основной школе.
ПЛАН РАБОТЫ по преемственности между I и II ступенями
В школе разработана и действует программа по предшкольной подготовке.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Постановлением Правительства РФ от 2007года предшкольное образование введено в структуру общего образования и называется «Предшкольная ступень», в рамках которой осуществляется подготовка к школе. Это Постановление существенно повлияло на систему не только подготовки дошкольников, но и на все последующее обучение.
ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (рассчитана на 2 года посещения образовательного учреждения с режимом пребывания от 2-х до 3-х часов в день)
Пояснительная записка Закрытие ДОУ в сельской местности привело к тому, что дети ,не посещающие ДОУ , менее подготовлены к обучению в школе как психологически , так и с точки зрения развития речи , мышления, воображения и т.д. Несколько занятий , традиционно проводящихся в последние дни августа недостаточны для полноценной подготовки детей к обучению в школе. Отсюда возникла идея двухгодичной предшкольной подготовки детей, не посещающих ДОУ. Данное новообразование призвано дать единые стартовые возможности при поступлении в 1 класс всем детям. Группы предшкольной подготовки стали промежуточным звеном, где дети привыкают к будущей школе, учатся общаться в коллективе, а их родители получают грамотное направляющее воздействие при подготовке ребёнка к школе. Программа составлена на основе типовых программ. Методические рекомендации
Образовательные задачи должны решаться в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, физической. Такая организация дает возможность осуществить полноценное развитие и воспитание и в игровой деятельности подготовить детей к обучению в школе. С самых первых уроков детям предлагаются задания которые требуют от них творческого участия( придумать, найти, составить, выбрать нарисовать), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности. Физическое воспитание. Наряду с охраной и укреплением здоровья, совершенствованием функций организма ребенка, воспитанием интереса к различным видам двигательной деятельности обеспечивается достаточная двигательная активность, самостоятельные действия в предметной развивающей среде с двигательными игрушками (автомобили, коляски) и спортивным инвентарем. Необходимо создать все условия для укрепления здоровья детей, их полноценного физического развития, удовлетворения двигательной активности, формирования правильной осанки. Умственное воспитание. Развитие детей происходит в процессе различных видов деятельности. Формируются некоторые способы умственной деятельности: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения, сосредоточивать внимание на предметах и явлениях окружающей действительности. Уровень речевого развития определяется тематическим планированием. При соблюдении последовательности работы по формированию словаря, звуковой культуре речи, грамматическому строю речи, связной речи, обучению чтению и художественной литературе развиваются фонематический слух и связная речь. К началу школьного обучения каждого ребенка следует подвести к овладению диалогической и монологической речью (умению отвечать на вопросы, задавать их, составлять небольшие рассказы по картине, из личного опыта, на определенную тему). Детей целесообразно знакомить с буквами русского алфавита, научить читать дифтонги, открытые и неприкрытые слоги, закрытые слоги в односложных словах, слова, писать печатные буквы, простейшие слова. Сформировать интерес у детей к чтению слов из двух, трех, четырех, пяти букв, записи их печатными буквами. Научить описывать предмет, игрушку; рассказывать по картине, пересказывать знакомые сказки, маленькие рассказы. Пополнить и активизировать словарь детей. Прививать любовь к книге. Научить детей определять состояние погоды, отмечать наблюдения в уголке природы, формировать любовь к природе, бережное отношение к ней, к окружающим предметам, умение восстанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. Формирование у детей элементарных математических представлений (умение считать в пределах 1О, правильно пользоваться количественными порядковыми числительными, сравнивать предметы по величине, узнавать в окружающих предметах форму знакомыx геометрических фигур, ориентироваться в пространстве и времени) осуществляется в процессе развития логического мышления. Значительное место в умственном воспитании отводится конструированию. Здесь решаются следующие задачи: развитие сообразительности, творчества, умений конструктивной деятельности; овладение навыками работы с различными материалами.
Hpaвственнoe воспитание. Большое значение имеет воспитание любви к родному городу, краю, уважения к государственной символике, окружающим людям. Основной формой жизни детей является игра, которая способствует психическому развитию детей, воспитанию нравственных качеств (коллективизм, товарищество, доброжелательность, честность, вежливость, внимание к окружающим и т.д.). Необходимо научить детей здороваться, прощаться, благодарить, называть взрослых по имени и отчеству, обращаться к взрослым на «Вы», используя слово «пожалуйста», а также прилично вести себя в общественных местах. Трудовое воспитание. Регулярное участие в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, развивает их наблюдательность, расширяет кругозор, воспитывает ответственность, чувство долга, взаимопомощи, умение доводить начатое дело до конца. В процессе знакомства детей с трудом взрослых воспитывать уважение к труду людей различных профессий, поддерживать у детей желание трудиться, выполнять поручения взрослых, просьбы сверстников. Эстетическое воспитание. Необходимо знакомить детей с поэтическим творчеством, музыкальным и изобразительным искусством, произведениями искусства, учить детей отражать свои впечатления в изобразительной деятельности. В результате систематического знакомства детей с произведениями литературы, музыкального искусства, изделиями народного творчества формируется умение понимать произведения искусства, отражать впечатления, предметы и явления в изобразительной деятельности. Проводить воспитательно-образовательную работу на занятиях предпочтительно· в игровой форме, используя сюжетноролевые, подвижные, дидактические и театральные игры, а также в процессе организации самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде.
В управленческой деятельности важную роль играет организация предшкольного образования как одно из основных условий успешности учащихся первых лет обучения в школе.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ МОУ ПИРОГОВСКАЯ ООШ
1.
Обучение начальным навыкам чтения и развитие речи.
К концу обучения дети должны. • знать
название средств передвижения и их предназначение, Общество. уметь характеризовать времена года; II. Обучение начальным навыкам письма. Содержание ( 24 часа).
III. Развитие математических способностей. Математические умения. • Уметь считать в пределах 10; • знать понятия вверх, вниз, право, лево; • сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, назначению; • понятия: больше, меньше, равно, столько же. Программа включает III раздела, каждый из которых решает (наряду с психологическими) задачи в различных областях знаний:
II. Обучение начальным навыкам печатания и письма; III. Развитие математических способностей, логического мышления. Программа рассчитана на 72 часа.
К концу обучения дети должны: • Группировать, классифицировать и обобщать объекты по их качественным и количественным признакам, по их цвету, форме, размеру. Определять геометрические фигуры. • Использовать предметы, чтобы показать количество: много, мало, меньше чем, больше чем, равно, больше, меньше, наименьший. • Считать до 10. Определять порядковый номер, решать примеры и задачи в пределах 10. • Знать
арифметические действия, использовать и применять знаки • Понимать, что целое может быть разделено на части.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Учебный план начальной школы МОУ Пироговская ООШ разработан на основе следующих нормативных документов: · Закон РФ «Об образовании». (№ 12Ф3 от 13.01.1996 и внесенные в него изменения в на 01.01.2011г.) · Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» №1312 от 09.03.2004г. (для 1,2,3,4-х классов) · Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Воронежской области. · Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.5 № 12085) Постановление № 45 от 23.07.2008г.). · Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.42.2821-10.
При составлении учебного плана учитывались следующие требования: - максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки младшего школьника при пятидневной учебной неделе :
1кл. - 21 час. 2кл. -23 час. 3кл. - 23 час. 4кл. - 23 час. - минимальное число часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета; - отражение в учебном плане принципа интеграции знаний в начальном обучении. Учебный план ориентирован на « Региональный базисный учебный план ОУ Воронежской области, реализующий программы общего образования, утвержденный приказом главного управления образования администрации Воронежской области (от 06.04.2005 № 155) ». Обучению русскому языку, как родному, отводится 5 часов в неделю. Иностранный язык ведется по учебной программе немецкого языка УМК И.Л.Бима. Программа по математике М.И.Моро рассчитана на 4 часа в неделю. «Окружающий мир» - интегрированный предмет. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Некоторые темы включены в литературное чтение, изобразительное искусство, трудовое обучение. С целью практической направленности математики и развития логического мышления на уроках окружающего мира некоторые разделы изучаются интегрированно. Это позволяет учащимся воспринимать математику не как абстрактный предмет, а видеть практическое применение знаний учащихся. В связи с введением нового учебного плана и приказом № 155 Главного управления образования от 06.04.2005г. введена информатика в начальной школе в 3 и 4 классах. Музыка и ИЗО изучаются по 1 часу в неделю.
Учебный план начальной школы МОУ Пироговская ООШ на 2011-2012 уч.год
Кол-во часов в неделю в классах
Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой
Особенности организации учебно-воспитательного процесса с учетом нового образовательного заказа.
В качестве инновации (нововведения) нами рассматривается организация процесса образования и управление на основе стандартов второго поколения.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает: · защиту прав личности обучающегося, обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях; · квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста; Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
Современные педагогические технологии.
Качество образования учащихся обеспечивается не только наличием лицейского содержания, но и сочетанием различных способов, методов, технологий обучения. Одним из приоритетных направлений развития лицея педагогический коллектив считает внедрение современных социально-ориентированных педагогических технологий. В лицее используются большинство известных методов и технологий образовательного процесса: активные, развивающие, проектные, интеграции, концентрации учебных дисциплин, программные и другие. Педагоги осваивают личностно-ориентированные технологии обучения, учатся определять учебный профиль каждого учащегося. В специфических условиях лицея вдумчивая работа с каждым ребенком оправданна и может быть обеспечена соответствующими технологиями.
Использование достоинств педагогических технологий Каждая педагогическая технология, каждая группа методов объективно имеют свои возможности для формирования у учащихся умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создания климата саморазвития. Возрастает и востребованность применения таких педагогических технологий, которые бы были адекватны целям личностно-ориентированного обучения и индивидуального развития учащихся.
Планирование технологий Общий уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методов и технологий. По учебной вертикали (с 1-го по 4-й класс) разнообразие технологий зависит от случайности подбора учителей и часто даже не отвечает возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Образовательная среда по учебному предмету (содержанию программы) представляет не случайную совокупность проблемных задач, а их целенаправленную систему, отвечающую определенным дидактическим требованиям. Она включает: 1) основные и доступные школьникам типы проблем, характерные для данной сферы науки и практической деятельности; доступные и важные для общеобразовательной культуры типы и группы методов науки и обобщенных способов решения проблем; 2) предусматривает проявление и тем самым формирование основных качеств творческой деятельности; 3) строится по принципу возрастающей сложности и поэтому соответствует критериям сложности.
В лицее предполагается разработка системы планирования применения образовательных технологий в учебных предметах. Планирование применения предметных технологий исходит из того, что каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших типах педагогических технологий и предметных методик. При этом учитываются еще и следующие соображения: - возрастные особенности детей (планирование по вертикали); - преемственность технологий и методик; - постепенное убывание помощи учащимся в обучении и возрастание доли самостоятельной деятельности; - особенности классных групп в параллелях (планирование по горизонтали); - возможности и уровень мастерства преподавателей; - наличие учебно-методической базы.
Рекомендации по планированию педагогических технологий и предметных методик выглядят следующим образом.
Начальная школа: · технология разноуровневого обучения; · укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев); · применение опор и приемы комментирования (С.Н. Лысенкова); · личностно ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская) · обучение в сотрудничестве, методики самооценки (Ш.А Амонашвили); · игровые технологии; · методики развития творческих способностей (ИЛ. Волков).
Другой целью планирования предметных методик и технологий является определение эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, наиболее соответствующих структуре личности каждого учащегося. В предметном преподавании для того, чтобы выявить предпочтения к типу, виду и форме материала, подлежащего усвоению, ученику предоставляется (под руководством учителя) свобода выбора типа задания и возможности его выполнения тем способом (теоретическим, практическим, графическим, наглядно-предметным), который предпочитает он сам. Но еще большие результаты дает испытание (работа) учащегося в различных целостных технологиях и методиках (на протяжении полугодия, года). Успехи учащихся отслеживаются и диагностируются, после чего им даются соответствующие рекомендации по самосовершенствованию своих учебных способностей.
ПЛАН КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ ПРЕПОДАВАНИЯ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.
Содержание воспитательной работы.
Цель воспитания: Развитие творческой личности ученика на основе современных педагогических технологий. Под словом воспитание мы понимаем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка; мотивацию у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения; культивирование в ребенке желания «быть хорошим». 1) Воспитательная работа в начальной школе основывается на принципах Областной концепции воспитания и основными задачами являются : 2) Воспитание патриотизма и толерантности, уважения к своим корням и народным традициям. 3) Формирование позитивного отношения учащихся к учебе, нормам и правилам поведения. 4) Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах. 5) Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, к ведению здорового образа жизни. 6) Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся с целью воспитания стремления к достижению жизненных целей.
Для выполнения поставленных задач в школе проводятся ряд традиционных внеклассных мероприятий: - - День знаний; - День пожилого человека - - Новогодние утренники; - День Матери - Дни Здоровья - Осенний бал - - День Защитников Отечества; - - День Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»; - - Праздник прощания с Букварем; - - Утренник «До свидания, начальная школа». - День защиты детей (1 июня)
Одна из важнейших задач начальной школы сегодня – привить желание и умение учиться детям младшего и школьного возраста. Успешное формирование личности школьника во многом зависит от того, насколько учитель учитывает его индивидуальность. Существенной стороной индивидуальности любого ребенка является своеобразие его мыслительной деятельности. Чем лучше педагог узнает особенности мышления ребенка, тем более полезными и эффективными окажутся его указания и советы. В процессе обучения в начальной школе происходит становление широкого круга новых познавательных способностей. В частности, интенсивно развивается ряд способностей, составляющих в дальнейшем основу продуктивной мыслительной деятельности.
Программа по развитию речи учащихся начальных классов
Занимательность занятий может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой темы, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения занятия (взять интервью у друга, путешествие в сказку и т.д Она рассчитана на 2 года (3 кл. – 4 кл.) обучения.
Программа первого года обучения.
РЕЧЬ. Речевое общение как мыслительно - речевая деятельность. Представление об основных видах речевой деятельности ; говорении, слушании, письме, чтении.
ТЕКСТ. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная идея текста. Особенности текстов с точки зрения цели высказывания (описание, рассуждение, повествование). Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Рассказ. Письмо. Объявление.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. Использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок. Приемы использования несловесных средств (мимики, жестов).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Количественное и качественное обогащение словаря детей, подбор групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, работа со словарями.
К концу первого года занятий по этой программе учащиеся должны знать основные литературные жанры :
ПРОГРАММА второго года обучения (4 кл.)
Занятия
должны способствовать развитию творческого потенциала учащихся, воспитывать
эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора
художественного произведения и собственному суждению о произведении и явлениях,
в нем отраженных.
ПРОГРАММА второго года обучения.
РЕЧЬ. Речевая ситуация и её компоненты (кому, зачем, о чем, как … ) я буду говорить. Информационность речи, логичность, правильность, выразительность и др.
ТЕКСТ. Разновидность текста : художественный, научно – публицистический и т.д. Особенности композиции текстов: повествование, описание с элементами описания, описание с элементами рассуждения. Тексты с двумя – тремя микротемами. Средства выражения главного в тексте : главная часть в раскрытии темы, главная мысль текста. Особенности текста – диалога.
СРЕСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ. Средства интонационной выразительности ( конец предложения, логическое ударение, паузы, тон, темп речи). Образные слова, эпитеты, метафоры. Использование фразеологизмов, пословиц, поговорок и т.д.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Развитие и совершенствование грамматического строя речи : наблюдение за построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; за правильностью употребления форм слов. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. Развитие связной устной и письменной речи.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны уметь пользоваться словарём и другими справочными материалами; различать многозначные слова, синонимы и антонимы; различать простые и сложные предложения, оформлять на письме предложения с прямой речью; писать сочинения на заданную тему уметь составлять рифмы на заданную тему.
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК»
Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников – приоритетной. По данным Министерства здравоохранения России, 90 % школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия» (Всемирная организация здравоохранения). Здоровье влияет на успешность. И успехи в учении влияют на здоровье.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, РАЗГРУЗОЧНЫХ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ
Актуальность проблемы. Известно, что для многих детей социальная адаптация к изменяющимся условиям является сложным испытанием. Ситуация новизны вызывает у любого человека некоторую степень внутренней напряженности, попадая в новую социальную среду, он также переживает эмоциональный дискомфорт. В случае несоответствия между требованиями, предъявляемыми новой социальной средой, и возможностями ребенка возникают явления дезадаптации, отражающиеся на здоровье детей, их эмоциональном состоянии и поведении. В практической психологии существует много подходов к решению проблемы социальной дезадаптации. Одним из важнейших подходов является обучение управлять своим психофизическим состоянием, и надо начинать это с детских лет. Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире, и результативность любой деятельности. Эту способность необходимо развивать с помощью упражнений и игр.
Цели занятий: • развитие коммуникативных способностей школьников. • Облегчение вхождения ребенка в школьную жизнь и способствование принятию позиции ученика, знакомству учащихся друг с другом, снятию напряжения. Развитие адаптационных возможностей. Основные задачи: • познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в обществе; • сформировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми; • сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека; • формировать устойчивую положительную самооценку школьников • Снижение эмоционально-психического напряжения, тревожности; • Обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния, внутреннего самоконтроля; • Предполагаемые результаты: повышение качества образовательного и воспитательного процессов Реализация выше указанных инноваций предполагает следующие результаты: • Создание условий для эффективной социализации учащихся и для повышения мотивации к освоению знаний. • Рост успешности учащихся в обучении, рост качества знаний. • Снижение перегрузки учащихся, рациональная организация учебного времени. • Повышение комфортности обучения и улучшение психологических показателей учащихся. • Благодаря освоению навыков прсихосаморегуляции снизится двигательная активность у гиперактивных и тревожных детей во время учебного процесса. Групповая работа (16 -18 занятий), направленная на выполнение конкретных задач программы. Каждое занятие включает в себя: 1. Вводную часть (5-10 мин). На этом этапе важно настроить детей на занятия в кабинете. Предлагаются задания на установление контакта между детьми, способствующие созданию благоприятной рабочей атмосферы. 2. Основной этап (20 мин.)
Обучение конструктивным формам снятия стресса и расслабления, снятие психоэмоционального напряжения, телесных зажимов. На этом этапе детей обучают навыкам последовательного расслабления мышц тела, кратковременным способам расслабления (как всего тела, так и отдельных мышечных групп). Для этой цели используются методы направленного фантазирования, музыкальная релаксационная терапия, рассказывание сказок. Расслабляющие упражнения и игры (релаксация) для детей. Релаксационные игры позволяют ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.
ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», ср. такие слова как «сан», «сановник», «приосаниться». Также встречаются попытки возвести слово «осанка» к слову «ось», на основании того, что осанка это оптимальная совокупность всех звеньев скелета: черепа, позвоночника, поясов верхних и нижних конечностей, грудной клетки и их составляющих во взаимодействии Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. Известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела» Задачи осанки. • Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. • Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна. • Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. Хорошая осанка обычно ассоциируется с хорошей моралью. Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие — крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это - предпосылка к развитию многих хронических болезней. Американский преподаватель физультуры Джесси Банкрофт в своей книге «The Posture of School Children» («Осанка школьников») пишет: «Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре, школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением». У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета. Возраст 8-17 лет — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов. В этом же возрасте наиболее эффективны мероприятия по воспитанию осанки. Профилактика нарушений осанки в раннем школьном возрасте - основной путь профилактики школьных сколиозов. В связи с этим актуальной задачей является предотвращение нарушений правильной осанки, способствующих развитию как физических, так и умственных способностей. Известно, что средства оздоровительно физической культуры (элементы спортивных и подвижных игр, корригирующие упражнения) позволяют предотвратить и устранить нарушения осанки детей ЦЕЛИ программы: Укрепление физического и психического здоровья младших школьников посредством предотвращения нарушений правильной осанки и исправления дефектов осанки, если они уже есть, способствование развитию физических и умственных способностей ребенка
ЗАДАЧИ программы: 1. Укрепление мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, формирование мышечного корсета. 2. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки. Обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; 3. Развитие чувств равновесия, координации движений, выносливости. 4. Профилактика плоскостопия, укрепление сводов стоп. 5. нормализация эмоционального тонуса; 6. обучение правильному дыханию 7. Воспитание сознательного, активного отношения к своему здоровью.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут в группе по 8-12 детей. Занятие состоит из трех частей. В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие упражнения. Темп выполнения - медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка упражнений 6-8 повторений. Основная часть - собственно корригирующие упражнения, большинство из которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп выполнения медленный, умеренный и средний. Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и усвоенности материала. Используются методические принципы рассеивания нагрузки, когда в выполнении упражнений последовательно вовлечены различные группы мышц. В среднем упражнения повторяют 8-16 раз. Все упражнения обязательно выполняются в обе стороны Заключительный раздел включает такие упражнения, которые постепенно снижают физическую нагрузку после основного раздела, и упражнений на расслабление, выполняемых в исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки. Через каждые 2-3 недели занятий обновляется 20 - 30% упражнений. Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные группы. Идеальный вариант занятий предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении. Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики. Способы контроля правильной осанки: обычно осанку проверяют в положении стоя у стены. Если затылок, лопатки, ягодицы и пятки касаются стены, то осанка может быть признана в основном правильной. Если обнаружится, что голова слишком наклонена вперед (затылок не касается стены), вся спина касается стены (плоская спина), ягодицы не касаются стены - имеются признаки нарушения осанки. В этом случае необходимо обратиться к детскому врачу и проверить свою осанку более тщательно.
Примерный комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки. Все упражнения выполняются 10-30 с, в зависимости от уровня подготовленности школьника Для формирования правильной красивой осанки необходимо дополнительно использовать упражнения дыхательной гимнастики и укреплять мышцы живота. Дыхательная гимнастика. Считается, что с помощью правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, навсегда избавиться от головной боли, насморка, простуд, расстройств пищеварения и сна, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления. Специальные дыхательные упражнения очистят слизистую оболочку дыхательных путей, укрепят дыхательную мускулатуру, что сразу же скажется на самочувствии ребенка. 1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения - исправить неправильные привычки в дыхании. Сесть в удобную позу со скрещенными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем и медленно вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторять упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки и выполнить 10-15 дыхательных циклов. 2. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Цель упражнения - научить ребенка экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких. Неполное дыхание оставляет большую часть легких неактивной, при этом в них развиваются бактерии, провоцирующие легочные заболевания. Сесть на коврике со скрещенными ногами. Выполнить плавный выдох, сокращая мышцы живота и максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот. Выполнить упражнение в течение 30 - 40 с. 3. "Очистительное" дыхание. Цель упражнения - очистить дыхательные проходы. Сесть на коврике со скрещенными ногами. Выполнить максималь-ный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. За этим немедленно следуют расслабление мышц живота и глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох непрерывно чередуются один за другим. Выполнить 10-15 дыхательных циклов. 4. "Кузнечный мех". Упражнение позволяет быстро "насытить" организм кислородом, прекрасно очищает носовые ходы, является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка. Для выполнения упражнения нужно сесть со скрещенными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. После этого делается в быстром темпе 7 дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот выдвигается вперед, на выдохе - втягивается. После 7 циклов вдохов-выдохов делают полный вдох с затяжкой дыхания на 5-7 с. После этого переходят к обычному дыханию. Форсировать тренировку дыхательными упражнениями ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок - отсутствие неприятных ощущений, улучшение самочувствия, повышение умственной и физической работоспособности. Сильные мышцы брюшного пресса играют огромную роль не только в формировании хорошей осанки, но и в выполнении целого ряда двигательных действий. Добавим, что мышцы живота во многом определяют красоту походки и, что очень важно, формирование правильного дыхания. В последнем случае мышцы живота слабо участвуют в дыхательных движениях, диафрагма при этом практически не задействуется и органы пищеварения не массируются. Это, в свою очередь, приводит к целому ряду отклонений в работе органов пищеварения: нарушается работа желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени.
Упражнения выполняются от 10 до 30 с. Между ними - период отдыха от 30 до 40 с. Казалось бы, о важности тренированного брюшного пресса для здоровья человека известно достаточно широко, однако наблюдения показывают, что у многих школьников этот недостаток выражен очень ярко. Полагаться только на "попутную" тренировку мышц живота при помощи "неспециализированных" упражнений нельзя. В этой ситуации помогут простые, не требующие специального оборудования, но чрезвычайно эффективные упражнения. Овладение этими упражнениями не требует длительной подготовки, а выполнение комплексов не занимает много времени.
И.п. - лежа на спине. Поднять прямые ноги примерно на 30о, зафиксировать позу, поднять ноги на 60о, зафиксировать позу. Поднять ноги на 90о. зафиксировать позу, вернуться в и.п. Продолжительность фиксации позы в каждом положении одинакова и зависит от индивидуальной подготовленности. И.п. - основная стойка, ноги шире плеч, руки в стороны. Выполнить наклон до касания пальцами левой руки носка левой ноги. Правая рука вытянута вверх. Выдержать позу в течение 30 с, дыхание свободное. После этого выполнить упражнение с наклоном в другую (правую) сторону. И.п. - основная стойка. Выдохнуть, задержать дыхание. На задержке дыхания втянуть живот и затем сразу же расслабить мышцы живота. Чередовать втягивание и расслабление мышц живота в быстром темпе, не прекращая задержки дыхания. Расслабить мышцы и сделать глубокий вдох. По мере роста тренированности увеличивать количество циклов. Тренировка на укрепление мышц брюшного пресса не приводит к общему утомлению ребенка и учит управлять мышечными сокращениями. Освоив предложенные упражнения, школьники смогут выполнять их самостоятельно в виде домашних заданий или как средство разминки перед спортивной тренировкой. Не обязательно все предлагаемые упражнения включать в одно занятие. Можно чередовать их использование, комбинируя в разных сочетаниях. Между упражнениями рекомендуется отдых в течение 30 с. После комплекса провидится расслабление в положении лежа с закрытыми глазами в течение 1-1,5 мин. Ожидаемые результаты работы по программе: У детей окрепнет мышечный корсет, повысится выносливость, улучшится настроение, усилится желание выглядеть лучше. Дети будут лучше понимать, что такое правильная осанка и как к ней стремиться. И.п. - лежа на животе. Согнуть ноги в коленях, взяться руками за голени. Прогнуться назад, голову запрокинуть. Зафиксировать позу 20-30 с, дыхание свободное. Вернуться в и.п. И.п. - лежа на спине. Выполнить наклон вперед, головой коснуться коленей, руками обхватить лодыжки, зафиксировать позу в течение 60-90 с. Колени от пола не отрывать. Дыхание свободное. Вернуться в и.п. И.п. - лежа на спине. Приподнять туловище, не отрывая ног от пола, руки сложить на затылке, зафиксировать позу 10-20 с. Дыхание при выполнении позы свободное. Вернуться в и.п. И.п.- лежа на спине, руки подняты вверх. Не отрывая ноги от пола поднять туловище, одновременно поворачивая его в сторону. Зафиксировать позу 10-20 с и вернуться в и.п. Повторить в другую сторону.
ЗАКЛЮЧЕНИЕОбразовательная программа школы реализуется в учебно-воспитательном процессе как стратегия и тактика педагогической деятельности и, по необходимости, корректируется на диагностической основе с учетом интеллектуального потенциала детей, их интересов, склонностей, психофизического здоровья и социального заказа родителей, изменения парадигмы образования, требований к современной школе, профильному и дополнительному образованию, нормативных актов. Критериями реализации программы являются: - высокий уровень обученности и воспитанности учащихся; - стабильность педагогических кадров и их высокий уровень профессиональной компетенции; - высокий социальный статус школы; В основе управленческой деятельности реализацией образовательной программой лежат следующие подходы: - компетентностный; - системный. - Данная Программа – необходимое условие для развития гибкого образовательного пространства, стабильного функционирования школы.
|
|